Золотодобывающая отрасль Казахстана способна удовлетворять мировой инвестиционный спрос на золото, не ограничиваясь внутренним рынком. Для этого необходимо изменить фискальный режим, сместив налоговую нагрузку с первых этапов развития проектов по добыче и переработке золота на более поздние стадии, что особенно актуально для новых месторождений. Эти меры могут принести экономике значительный мультипликативный эффект.
К такому заключению пришли эксперты ТОО «Эрнст энд Янг Казахстан» и Ассоциации производителей драгоценных металлов (Ассоциации Драгмет), проанализировав вклад золотодобывающей отрасли в экономику и социальное развитие страны.
Золотодобывающая отрасль – один из ключевых секторов промышленности. Наша страна находится на 14-м месте в мире по запасам золота. В 2020 году цены на драгметалл активно росли. Отрасль золотодобычи не пострадала от экономического спада, вызванного пандемией коронавируса, поскольку золото традиционно является защитным активом. В то же время это и привлекательный экспортный товар.
По оценкам специалистов, золотодобывающая промышленность напрямую воздействует на развитие экономики Казахстана, участвуя в создании добавленной экономической ценности на каждом этапе производственного цикла. Она вносит прямой вклад в ВВП страны, прямой налоговый вклад.
К примеру, прямой вклад в выпуск продукции 2019 года, по подсчетам Ассоциации Драгмет, составил 1,5 млрд тенге, прямой вклад в ВВП страны в прошлом году был на уровне 618 млрд тенге, прямой налоговый вклад по итогам 2019-го – 133 млрд тенге.
– Однако на внутреннем рынке Казахстана спрос на золото не велик, — говорит исполнительный директор Ассоциации производителей драгоценных металлов Гани Сагиев. – В отличие от таких крупных потребителей, как Индия и Китай, наша страна не использует желтый металл в столь больших масштабах, в основном он поступает в ювелирную промышленность. Но Казахстан мог бы удовлетворять мировой инвестиционный спрос на золото. Несмотря на удорожание производства золота, сохраняются высокие цена и спрос на драгметалл, а добыча и переработка золота остаются рентабельными.
Как и в других секторах ГМК, в золотодобывающей отрасли отмечается истощение текущих месторождений золота, и если не начать процесс стимулирования инвестиций в геологоразведку сейчас, то через 10-12 лет отрасль и государство могут столкнуться с проблемой отсутствия ресурсов для производства золота в стране. При этом компании – юниоры, которые лидируют на Западе в открытии золотых месторождений и восполняют минерально-сырьевые ресурсы, не проявляют особого интереса к вложению средств в геологоразведку в Казахстане.
По словам руководителя ассоциации, повысить инвестиционную привлекательность отрасли не позволяют текущий регуляторный и налоговый режимы.
— Мы считаем, что важно создать благоприятную среду для развития рынка юниоров и успеть воспользоваться открывающимися возможностями, — говорит Г. Сагиев.
В исследовании, проведенном ТОО «Эрнст энд Янг Казахстан» и Ассоциацией Драгмет, исследованы и предложены государственные меры стимулирования золотодобывающей отрасли. Предварительно был проведен анализ текущего положения отрасли, фискальной политики, отраслевого законодательства не только Казахстана, но и Канады, Австралии, где горно-металлургическая промышленность продвинулась далеко вперед.
Так, в рамках исследования предлагается рассмотреть возможность внедрения государством мер, которые предоставляли бы недропользователям возможность относить на вычеты расходы на геологоразведку, в случае если определенная территория оказалась низкорентабельной или убыточной и не вступит в период добычи против доходов, полученных в рамках других контрактов; возможность внедрения в Налоговый кодекс РК статей, которые позволяли бы налогоплательщикам относить на вычеты расходы на геологоразведку в том периоде, в котором они понесены, и предусмотреть, чтобы к таким расходам не применялся срок исковой давности; внедрить механизм, который предоставлял бы налогоплательщикам в период геологоразведки налоговые каникулы, внедрить акции Flow-Through Shares (FTS) в качестве альтернативных инструментов финансирования геологоразведочных работ; а также, механизм, предоставляющий налогоплательщикам возможность относить дополнительные расходы на вычеты, то есть вычет сверхфактических расходов для стимулирования отрасли.
В то же время в период добычи и переработки предлагается предусмотреть такие меры поддержки, как возможность использования дебетового НДС в счет уплаты других налогов, начисления НДПИ по мере реализации полезных ископаемых, и чтобы нормируемые потери включали в себя потери при переработке, возможность ускоренной амортизации основных средств, отмены раздельного налогового учета между контрактами, а также предоставления налоговых преференций в виде освобождения от уплаты налогов на определенный срок.
В целом эти меры стимулирования позволят перевести режим налогообложения с front-loaded на back-loaded для уменьшения налоговой нагрузки на первых этапах развития с последующим увеличением налоговой нагрузки на более поздних этапах с мультипликативным эффектом. Ясно, что предлагаемые меры поддержки отрасли применимы ко всему ГМК и не приводят к снижению налоговых поступлений в бюджет страны, а переносятся на период, когда новые проекты начинают генерировать доходы.
— Первые этапы развития проекта, особенно разведка, связаны с большим риском, требуют больших инвестиций, — комментирует Региональный директор по услугам в области изменения климата и устойчивого развития в Средней Азии компании Ernst & Young Виктор Коваленко. — Поэтому предлагаем налоговую нагрузку с этого этапа переложить на более поздний, когда объект начнет зарабатывать. Все рассматриваемые меры стимулирования не предполагают предоставление дотаций или субсидий со стороны государства. Был просчитан эффект от этих мер, который показал, что государство с налоговой точки зрения не теряет, оно свои налоги получит, но позднее.
Как отметил Виктор Коваленко, в результате внедрения этих мер может появится несколько крупных проектов по добыче и переработке золота.
Внедрение в Казахстане предложенных по опыту Австралии и Канады фискальных инициатив может оказать на экономику нашей страны существенный прямой и полный дополнительный эффект.
Так, прямой эффект на выпуске товарной продукции составит 2,08 трлн тенге, на ВВП страны – 757 млрд тенге. На 76 млрд тенге вырастут доходы населения, до 174 млрд тенге увеличатся налоговые поступления.
Наряду с этим, эксперты предлагают принять меры по либерализации экспорта драгоценных металлов, благодаря чему золото может стать каналом поступления валюты в страну. Снятие ограничений на экспорт аффинированного золота или сырья качества Доре позволит расширить доступ золотодобытчиков к мировому капиталу в виде займов, дать возможность предприятиям отрасли получить ликвидность для пополнения оборотного капитала и финансирования CAPEX программ; более широкой конкуренции среди переработчиков аффинажного передела. В будущем это может привести к росту экономической активности среди банков второго уровня страны; повышению конкуренции среди всех игроков отрасли; повышению интереса к отрасли со стороны иностранных инвесторов и других участников рынка.
Специалисты уверены: если в золотодобывающей отрасли эти шаги покажут свою действенность, то такие инициативы можно будет распространять и на другие сектора горно-металлургического комплекса. С увеличением объемов производства государство будет получать больше продукции, больше налогов и больше рабочих мест.